Муниципальная программа

Муниципальная программа «Развитие образования в УКМР»

Общая характеристика сферы реализации Программы

  1.1. Развитие системы образования Усть-Камчатского муниципального района осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной политики, стратегии развития образования Камчатского края на период до 2025 года через реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», планов действий по модернизации общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», муниципальной поэтапной программы («дорожной карты») по ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения в Усть-Камчатском муниципальном районе, плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования Усть-Камчатского муниципального района».
1.2. В последние годы в Усть-Камчатском муниципальном районе наблюдается значительный рост бюджетных расходов на систему образования. Объем средств консолидированного бюджета Усть-Камчатского муниципального района в сфере образования в 2012 году почти на 65 процентов превысил аналогичный показатель 2009 года. Удельный вес расходов в сфере образования в расходах бюджета Усть-Камчатского муниципального района в 2012 году составил 34,0 процента.
1.3. Доступность образования.
По показателю охвата детей дошкольным образованием Усть-Камчатский муниципальный район соответствует средним значениям по России. Показатель обеспеченности детей в возрасте от рождения до 7 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях в Усть-Камчатском муниципальном районе составляет 75,2 процента (в среднем по Камчатскому краю 61,2 процента). При этом, как и в целом по Камчатскому краю, в Усть-Камчатском муниципальном районе слабо развита система сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), сохраняется дефицит мест в детских садах и очередь на услуги дошкольного образования.
Всем детям школьного возраста предоставляется возможность получать общедоступное бесплатное общее образование. В то же время, на ступени среднего полного общего образования в сельской местности школьники не имеют возможности выбора программы профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями: доля выпускников 11 классов, обучающихся в классах с профильным изучением отдельных предметов (в общей численности выпускников 11 классов), составляет в Усть-Камчатском муниципальном районе 20,6 процента (в среднем по Камчатскому краю 34,5 процента).
Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в Усть-Камчатском муниципальном районе в общеобразовательных учреждениях открываются классы и классы-комплекты, реализующие адаптированные общеобразовательные программы. Некоторые учреждения участвуют в реализации проекта обучения на дому с использованием дистанционных технологий.
На начальном этапе находится процесс создания в образовательных учреждениях Усть-Камчатского муниципального района условий для реализации программ инклюзивного образования.
Услугами дополнительного образования в Усть-Камчатском муниципальном районе в 2012 году пользовались 61 процент детей в возрасте от 5 до 18 лет (в среднем по Камчатскому краю 53,4 процента). Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается муниципальными учреждениями, подведомственными Управлению образования администрации Усть-Камчатского муниципального района.
Таким образом, в целом в Усть-Камчатском муниципальном районе обеспечен достаточный уровень доступности образования на всех уровнях. Вместе с тем, требуется решение вопросов, связанных с удовлетворением потребностей граждан в раннем развитии детей, предшкольном, инклюзивном и дополнительном (неформальном) образовании.
1.4. Качество образования.
Результаты независимой итоговой аттестации выпускников школ свидетельствуют о том, что средний уровень подготовки школьников Усть-Камчатского муниципального района в целом сопоставим с краевыми показателями. Вместе с тем, для отдельных категорий детей существуют риски неравенства в доступе к качественному образованию.
С 2009 года в рамках краевых и муниципальных целевых программ, а с 2011 года в рамках проекта модернизации региональных систем общего образования реализован масштабный комплекс мероприятий, направленных на приведение сети общеобразовательных учреждений Усть-Камчатского муниципального района в соответствие с современными требованиями, на создание условий, обеспечивающих постепенный переход на федеральные государственные образовательные стандарты.
Как и в целом по Камчатскому краю, возможности для принятия управленческих решений по повышению качества общего образования ограничены в ситуации незавершенности формирования системы независимой оценки качества образования на всех уровнях.
1.5. Кадры системы образования.
Важным фактором, влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.
В общеобразовательных учреждениях Усть-Камчатского муниципального района доля учителей с высшим педагогическим образованием за 2011-2012 годы выросла с 73 процентов до 89 процентов. При этом, как и в целом по Камчатскому краю, сохраняется возрастной и гендерный дисбаланс в кадровом составе школ: высокий процент учителей пенсионного возраста и низкий процент педагогов-мужчин. Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителей в возрасте до 30 лет в школах Усть-Камчатского муниципального района составляет 36 процентов.
Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. Повышение заработной платы учителей стало одной из целей реализуемых с 2011 года проектов модернизации региональных систем общего образования. Приняты меры и по доведению средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы по общему образованию в районе.
Рост заработной платы педагогов актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.
Повышение уровня подготовки управленческого и педагогического состава образовательных учреждений требует мобильности и гибкости системы повышения квалификации, адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и учреждений, в том числе, в условиях удаленности Усть-Камчатского муниципального района. Требуется дальнейшее развитие модульно-накопительной системы и сформировавшейся в районе системы дистанционного повышения квалификации.
1.6. Инфраструктура системы образования.
В результате реализации приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплексов мер по модернизации системы общего образования Усть-Камчатского муниципального района за последние годы произошел ряд существенных изменений инфраструктуры и материально-технической базы общеобразовательных учреждений:
1) все общеобразовательные учреждения, реализующие программы общего образования, обеспечены комплектом инновационных средств обучения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
2) все общеобразовательные учреждения Усть-Камчатского муниципального района обеспечены постоянным доступом к сети Интернет;
3) удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами, составил 63 процента (в Камчатском крае — 70 процентов);
Приведение всей инфраструктуры общего образования к уровню, соответствующему современным стандартам, позволило бы перейти от масштабных инвестиций к систематическому текущему финансированию, обеспечивающему поддержку этой инфраструктуры.
Остается актуальным вопрос создания в каждом образовательном учреждении среды, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья учащихся и воспитанников. В целях обеспечения безопасности образовательного процесса требуется проведение текущего и капитального ремонтов отдельных образовательных учреждений Усть-Камчатского муниципального района.
1.7. Одной из особенностей региональной политики в сфере образования в последние годы стало использование программно-целевых методов.
Основными инструментами этой политики стали: долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие образования Усть-Камчатского муниципального района на 2013-2015 годы», приоритетный национальный проект «Образование», комплексы мер по модернизации общего образования в Усть-Камчатском муниципальном районе и другие долгосрочные краевые целевые программы и проекты в сфере образования.
В целях стимулирования системных изменений в образовании в Усть-Камчатском муниципальном районе:
— с 2007 года введено нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, финансируемых из местного и краевого бюджетов;
— с 2008 года осуществлен переход на новую систему оплаты труда;
— внедрена независимая система оценки учебных достижений выпускников школ (единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация IX классов в новой форме).
Принятые меры позволили повысить ответственность руководителей и педагогов за результаты деятельности, способствовали усилению прозрачности системы образования для общества. Однако, как и в целом по Камчатскому краю, эти меры не привели к реальной самостоятельности образовательных учреждений, к повышению качества образования в соответствии с новыми требованиями.
Достаточно низкая инновационная активность в Усть-Камчатском муниципальном районе объясняется и отсутствием квалифицированных специалистов в сфере инновационного менеджмента. С другой стороны, пока не создана инновационная инфраструктура, преждевременно говорить о целесообразности массовой подготовки инновационных кадров для Усть-Камчатского муниципального района.
1.8. Прогноз состояния сферы образования Усть-Камчатского муниципального района базируется как на демографических прогнозах о количестве детей и молодежи, прогнозах социально-экономического развития Усть-Камчатского муниципального района, так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
В целях обеспечения доступности дошкольного образования и ликвидации очередности в детских садах в Усть-Камчатском муниципальном районе продолжится развитие сети организаций дошкольного образования. Будет организована поддержка вариативных форм дошкольного образования. Учреждения дошкольного образования будут осуществлять также функции поддержки семей по вопросам раннего развития детей.
Во всех муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях Усть-Камчатского муниципального района будет создана инфраструктура, соответствующая основным современным требованиям, в том числе будут созданы условия для обучения по федеральным государственным образовательным стандартам. Завершится формирование региональной системы оценки качества образования.
Увеличится доля детей, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования….

Скачать документ

Муниципальная программа Развитие образования

Изменения в Муниципальную программу

Постановление от 24.03.2014 №  101 из. МП Развитие образования

Постановление от 24.06.2015 № 257 изм. МП Развитие образования

Постановление от 07.12.2015 № 398 изм МП Развитие образования

 Постановление от 31.03.2016 № 114 изм. МП Развитие образования

Постановление № 115 от 31.03.2016 изм.План реализации Упр.обр

Постановление от 29.09.2016 № 324 изм МП Развитие образования